Немногие имеют возможность украсить свое жилище или офис шедеврами, созданными прославленными живописцами прошлого. Однако почти все ценители прекрасного могут заказать высококачественные копии картин художников-классиков, которые искусно выполняются мастерами нашей студии. Также у нас вы можете заказать создание портрета (как по фотографии, так и с натуры) и написание картины маслом.
В золотой фонд русского изобразительного искусства вошла созданная в 1848 году картина «Сватовство майора» Павла Андреевича Федотова (1815-1852 гг.). За это полотно, имевшее большой успех у публики, живописец был удостоен звания члена Императорской Академии художеств.
В XIX столетии в России были обычным явлением мезальянсы, при которых либо богатый и пожилой мужчина брал в жены бедную и юную девушку, либо дворянин, находящийся в стесненных материальных обстоятельствах, был вынужден ради приданого и без любви вступать в супружество с дочерью состоятельного купца. Такие неравные браки, чаще всего не приводившие к семейному счастью, многократно описывались в произведениях русской классической литературы.
П. А. Федотов, являвшийся офицером в отставке, сам создал стихотворное описание своего полотна и изображенных на нем персонажей. В центре картины «Сватовство майора» изображены невеста и ее мать купчиха, пребывающие в гостиной с богатым интерьером. Девушка жеманится и волнуется в преддверии встречи с женихом. Она явно стесняется непривычного для нее платья с глубоким декольте, которое подходит для бала, а не для помолвки в домашней обстановке. Также видно, что девушка не привыкла носить большое количество золотых ювелирных изделий, которыми она украшена. Купеческой дочке явно хочется стать женой офицера и «благородной», но в то же время она боится встречи с женихом.
Мать невесты, дородная купчиха в дорогом шелковом платье, выглядит истинной и властной хозяйкой большого дома, которая желает счастья своей дочери и жаждет чести породниться с дворянином. Глава семейства, толстый купец с окладистой бородой (его прототип был найден художником на одном из петербургских рынков), который решил взять в зятья офицера, смотрится растерянным и глуповатым. Купец путается в рукавах надеваемого им сюртука (видимо, ему привычней носить армяк).
В открытую дверь гостиной готовится войти подкручивающий ус бравый и лихой майор, мужчина не первой молодости, бонвиван, который явно ищет богатого приданого. Видимо, этот офицер растратил свое состояние в кутежах, а женитьбой на купеческой дочке надеется поправить свои дела. Майор, имеющий победный вид, слегка усмехается и явно рассчитывает на успех сватовства. Фигуру этого персонажа Федотов писал со знакомого офицера, а лицо – с самого себя (смотрясь в зеркало), придав его выражению некоторое самодовольство.
Судя по всему, договоренность о женитьбе была заранее достигнута между родителями невесты и свахой, которая уже вошла в комнату. Эта женщина выглядит бойкой, практичной, лукавой и любяшей приврать для достижения успеха в своих делах.
В левой части полотна представлены второстепенные персонажи: кухарка, ставящая на стол угощение, приказчик из лавки купца с бутылкой вина, которым присутствующие собираются отметить важное событие, а также пожилая приживалка, с любопытством выглянувшая из соседнего помещения. Кухарка с негодованием взирает на разворачивающуюся перед ней сцену, видимо осуждая готовящийся брак, являющийся низкой сделкой.
О запросах и интересах хозяев дома зритель может судить по представленным на полотне элементам внутреннего убранства. С потолка свисает громоздкая, аляповато-роскошная люстра. Стены гостиной украшают картины, среди которых – изображение Николо-Угрешского монастыря, портреты церковного иерарха, русских военачальников, а также самого главы семейства (держащего в руке книгу, дабы показать свою мнимую просвещенность). Религиозность купеческой семьи подчеркивают стоящие на полке иконы и лампады и находящееся на столике слева Священное Писание. Сидящая на полу гостиной кошка «намывает» гостей. На стуле находится поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
Можно сделать вывод: на полотне «Сватовство майора» живописец художественными средствами выразил свое осуждение неравных браков, совершаемых без любви, по расчету, из корысти и тщеславия. Эта картина Федотова создана в жанре критического реализма, как и описывающие то же негативное социальное явление – мезальянс – произведения русских писателей данной эпохи.
Отзывы
В истекшем году исполнилось 20 лет группировке "Ленинград", в связи...
На 50-летие российского актёра, музыканта, певца, шоумена...
Накануне дня рождения одного из руководителей высшего...
Для съемок фильма с участием актера Романа Мадянова ...
Посмотреть все отзывы